19 ноября 2020 г.

Добавление EurekaLog в программу вызывает Integer Overflow?

К нам обратился человек, который пожаловался на то, что его приложение работало нормально, пока он не добавил в него EurekaLog. После включения в проекте EurekaLog стало появляться исключение Integer Overflow. Исключение происходило внутри функции _UStrCatN (функция конкатенации нескольких строк в RTL).

Функция _UStrCatN написана на ассемблере, но если вникнуть в смысл проверок, то получится что-то такое:
  DestLen := {... вычисляется длина результирующей строки ...};      
  if DestLen < 0 then 
    _IntOver;
где _IntOver - это функция RTL, которая и вызывает исключение Integer Overflow.

Что происходит? Как длина строки может быть отрицательной? Это баг в EurekaLog?

Указанная проверка внутри _UStrCatN должна ограничить строки 2 Гб памяти: если результат сложения всех строк будет больше 2 Гб, то произойдёт переполнение, и длина станет отрицательной. Таким образом, Integer Overflow при сложении строк может возникать, если результат слишком большой.

Но при чём тут тогда EurekaLog? И как проверка может срабатывать, если мы складываем небольшие строки? (клиент подтвердил это логом)

Такое "ложно-положительное" срабатывание возможно, если вы проводите операцию с уже удалённой строкой.

Посмотрите на такой код:
var
  Marker: String;
  
  function ReadLine: String;
  begin
    // ...
    Marker := { ... };
    // ...
  end;
  
begin
  // ...
  Data := Data + Marker + ReadLine;
  // ...
end;
Видите ли вы проблему в этом коде?

Чтобы понять проблему, нужно знать как выполняется строка "Data := Data + Marker + ReadLine;". На псевдо-коде это выглядит как-то так:
Param0 := Pointer(Data);
Param1 := Pointer(Marker);
Param2 := Pointer(ReadLine);
_UStrCatN(Data, [Param0, Param1, Param2]);
Иными словами, оператор последовательно сохраняет указатели на аргументы, прежде чем вызвать функцию.

Вот вам и проблема: оператор сохраняет указатель на строку Marker, но строка Marker меняется внутри функции ReadLine. Это означает, что сохранённый указатель будет указывать на старую строку. Таким образом, на вход функции _UStrCatN попадёт уже удалённая строка.

Заметьте, что без EurekaLog в проекте этот баг не является "проблемой". Действительно, удалённая память просто помечается как свободная, но её содержимое не очищается. Это значит, что _UStrCatN успешно проведёт конкатенацию с уже удалённой строкой. И результат операции, скорее всего, будет корректным. Т.е. баг в коде есть, но его совершенно не видно, поскольку программа функционирует полностью правильно.

Ситуация меняется в корне, если в проект добавляется EurekaLog (или любой другой инструмент для отладки проблем с памятью). По умолчанию в EurekaLog включены проверки памяти. Это означает, что удалённая память будет очищена. Как правило, это делается шаблоном вроде DEADBEEF. Заметьте, что Integer представление DEADBEEF - отрицательно (равно -559038737). Т.е. прибавление к этому числу длин нескольких небольших строк также даст отрицательное число.

Иными словами, если в проект добавлена EurekaLog, то операция с уже удалённой строкой больше не будет успешной. Ранее скрытый баг теперь виден.

4 комментария :

  1. У меня был похожий баг в коде вида

    a[GetIndexInA()] := value;

    где a — массив-поле класса, и GetIndexInA иногда его реаллоцирует. Больше так не выделываюсь. :(

    ОтветитьУдалить
  2. Если всё происходит так, как вы описали, то это явный баг компилятора. Я не видел в документации по конкатенации никаких предупреждений, что аргументы обязательно не должны иметь побочных эффектов.
    В любом случае, правильно скомпилированная строка вида "Data := Data + Marker + ReadLine;" не должна вызывать подобных проблем, по той причине, что строки являются сущностями с подсчётом ссылок использования. Поэтому когда компилятор готовит строки перед вызовом _UStrCatN он должен у каждой этой строки увеличить счётчик ссылок, что гарантирует их неизменность, а после вызова _UStrCatN он должен отпустить эти строки уменьшив счётчик ссылок. Если же компилятор пытается обойти эту систему ссылок надеясь на "авось пройдёт", то вот и получаем такой неприятный баг...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопрос интересный. С одной стороны - ваши аргументы, с другой стороны - контракт: "Все параметры стабильны: вы не можете менять параметр, пока работает функция, в которую он передан". В данном случае "функция" - это вся строка целиком.

      Просто увеличение счётчика - это UStrLAsg / lock inc dword ptr [...]. Префикс lock означает блокировку шины и/или кэша процессора на время выполнения этой операции, это гарантирует, что текущий процессор/ядро будет иметь монопольный доступ к указанной памяти, и гарантирует порядок операций: результаты выполнения команды будут учитываться сразу (т.е. если в кэше было старое значение, оно не будет использовано). Короче говоря, это сильно не здорово для многопоточной производительности. И делать это N раз в одной стоке (на каждый аргумент), чтобы избежать сильно маловероятного сценария, который к тому же является скорее ошибкой программиста... В общем, можно понять, почему так не сделано.

      Но если хотите - попробуйте, создайте тикет на QC.

      Удалить
    2. Да нет, упоминается:
      >For the register and pascal conventions, the evaluation order is not defined.
      Что-то такое же и для операндов в выражениях должно быть.
      И вообще так в «древних» языках исторически общепринято сложилось, как часть негласного правила «всё, что не определено — неопределённо».

      В документации Free Pascal прямым текстом сказано, что const — это гарантия не от компилятора программисту, а от программиста компилятору, что переменная не изменится: https://www.freepascal.org/docs-html/ref/refsu66.html.

      As a side effect, the following code will produce not the expected output:
      Var
        S : String = ’Something’;

      Procedure DoIt(Const T : String);
      begin
        S := ’Something else’;
        Writeln(T);
      end;

      begin
        DoIt(S);
      end.

      Will write
      Something else

      This behavior is by design.

      Это нужно как раз затем, чтобы пропустить подсчёт ссылок при передаче const-аргументов. В свою очередь, о выражениях, типа a + b или [a, b, c], можно думать как об эквивалентных функциях add(const a, const b) или make_array(const a, const b, const c).

      Удалить

Можно использовать некоторые HTML-теги, например:

<b>Жирный</b>
<i>Курсив</i>
<a href="http://www.example.com/">Ссылка</a>

Вам необязательно регистрироваться для комментирования - для этого просто выберите из списка "Анонимный" (для анонимного комментария) или "Имя/URL" (для указания вашего имени и (опционально) ссылки на сайт). Все прочие варианты потребуют от вас входа в вашу учётку.

Пожалуйста, по возможности используйте "Имя/URL" вместо "Анонимный". URL можно просто не указывать.

Ваше сообщение может быть помечено как спам спам-фильтром - не волнуйтесь, оно появится после проверки администратором.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.